Оценка бизнеса при помощи доходного подхода

Оценка бизнеса при помощи доходного подхода

Для оценки бизнеса применяют три подхода: доходный, затратный, сравнительный. Рассмотрим подробнее методики доходного подхода, к которым относятся дисконтирование потоков денежных средств и капитализация прибыли.

Все и методы определения стоимости бизнеса относят к двум группам:

  1. Статические методы;
  2. Динамические методы.

Статические методы применяют для оценки бизнеса новых фирм и инвестиционных компаний. Методики не учитывают развитие бизнеса в будущем.

Динамические методы предполагают сравнение с потоками денежных средств компаний – аналогов, а также ориентированы на определение затрат на приобретение (создание) новых активов.

Доходный подход предполагает рассмотрение компании не как комплекса имущества, а как предпринимательское дело, приносящее прибыль. В процессе определения стоимости бизнеса компании доходным подходом эксперт оценочной компании определяет стоимость доходов в будущем на текущий момент времени. Иными словами, оценка методами доходного подхода зависит от перспектив развития бизнеса компании. Стоимость бизнеса компании на рынке определяется с учетом только того капитала, который обеспечит доходы в будущем. Эксперту важно знать момент времени, когда собственник будет получать доход.

Сложность оценки доходным подходом заключается в сложности установления ставки дисконтирования и в сложности прогнозирования доходов в будущем.

Преимуществом методов доходного подхода заключается в учете развития бизнеса в перспективе.

Методика дисконтирования потоков денежных средств состоит из следующей последовательности работ:

  1. Установление периода прогнозирования. Длительность периода прогнозирования составляет 5 – 10 лет. В течение этого периода, как правило, происходит стабилизация темпов роста доходов компании.
  2. Выбор модели потока денежных средств. Выбор модели потока денежных средств определяется необходимостью различать заемный и собственный капитал, которые влияют на величину чистой прибыли.
  3. Анализ объемов реализации товаров, услуг. Анализ объемов реализации товаров, услуг требует учета объемов производства, цен на товары, уровня спроса, темпов инфляции, будущих капиталовложений, отраслевой специфики и т.д.
  4. Анализ и прогноз расходов.  Анализ и прогноз расходов предполагает изучение экспертом расходов компании, результатов оценки акций, иных ценных бумаг, определение отчислений на амортизацию и на выплату по займам, сравнение расходов (прогнозируемых) со среднеотраслевыми показателями.
  5. Прогнозирование и анализ инвестиций. Прогнозирование и анализ инвестиций состоит из анализа собственных оборотных средств, капиталовложений, дефицита в финансировании.
  6. Установление величины потока средств в каждый год прогнозного периода. Установление величины потока средств в каждый год прогнозного периода выполняется прямым и косвенным методами. Анализ косвенным методом выявляет движение средств по векторам деятельности. Анализ прямым методом предполагает изучение движения средств по каждой из статей расхода и прихода (по бухгалтерским счетам).
  7. Установление ставки дисконта. Установление ставки дисконта определяется типом денежного потока. Для потока средств от собственного капитала используется ставка отдачи на капитал (собственный). Ставку дисконта определяют методом кумулятивного построения (собственный капитал) и методом средневзвешенной стоимости капитала (инвестированный капитал).
  8. Расчет стоимости в период времени после периода прогнозирования. Расчет стоимости в период времени после периода прогнозирования выполняется в прямой зависимости от развития бизнеса с использованием методов расчета по ликвидационной стоимости, по стоимости чистых активов, по методу предполагаемой продажи, методу Гордона.
  9. Расчет стоимости будущих потоков в текущий момент времени. Расчет стоимости будущих потоков в текущий момент времени выполняется суммированием стоимостей доходов (текущих), которые обеспечивает объект в период прогнозирования и стоимости доходов в постпрогнозное время.
  10. Итоговые корректировки. Необходимость итоговых поправок вызвана присутствием нефункциональных активов, не влияющих на получение дохода, влияющих на величину оборотного капитала.

Метод капитализации прибыли состоит в том, что стоимость бизнеса компании рассчитывают как отношение прибыли (чистой) к ставке капитализации. Метод используется при условии наличия информации для расчета денежного потока, а темпы роста бизнеса предсказуемы.

Таким образом, оценка бизнеса – сложный процесс, требующий высокой квалификации от оценщика. 

Подібні компанії:

Ваш відгук буде першим

Додати відгук про компанію